пятница, 12 июля 2013 г.

Преподавание йоги в детском лагере. Впечатления

Перечитываю заметки о занятиях и подсчитываю людей. Больше 800 человек, 70 занятий! Вот это практика! В том темпе, в котором я преподавала раньше, мне потребовалось бы 8 месяцев!

Месяц мощнейшей практики преподавания выбил из колеи привычной жизни. В каком-то смысле это был аскетизм, т.к. преподавание детям требует всегда быть на чеку, как будто ты пытаешься управлять бурным потоком воды. Очень много приходится говорить, говорить все занятие без перерыва, т.к. внимание детей мгновенно направляется на что-то другое, если преподаватель молчит.



Дети все время приходят разные: разного возраста, с разной кармической ситуацией, в разном настроении. Поэтому постоянно приходится менять практику, адаптируя под конкретную группу. Порой было очень тяжело, когда призываешь Облако школы, пропускаешь через себя йогу, а дети не берут. После таких занятий чувствуешь себя выжитым как лимон. Частенько такое случалось с группами детдомовских детей. Они действительно трудные дети: у них отстает уровень общего развития, внимание рассредоточено, они часто совсем неуправляемы, они просто несчастны, т.к. лишены родительской любви. Встречались дети вплоть до 10-летнего возраста, которые кидались на шею с мертвой хваткой и кричали: «ты – моя мама, я люблю тебя!», был 8-летний мальчик, который все время ходил с плюшевым медведем, а другой, лет 6, укладывался в шавасану, сося большой палец, как это делают годовалые дети. Они никак не могут расслабиться, я наблюдала их в шавасане: плечи прижаты к ушам, а руки сжаты в кулаки. И даже ньяса не всегда помогала.
Но в большинстве случаев и таких детей можно привлечь к практике. И это волшебное средство: мантра йога! Общество задает очень жесткие рамки поведения, особенно в общественных местах: детский лагерь, школа или сад. Детям все время закрывают рот. Результат этого – постоянно нарастающее напряжение. Если поработать со звуками в начале занятия, хотя бы несколько минут дать детям возможность попрактиковать как можно громче, напряжение ослабляется. И вот уже некоторые дети, которые не хотели заниматься, вдруг начинают выполнять упражнения.

Но встречались удивительные дети — Учителя! Их было мало: один или двое на 100 человек, но они были. Дети, которые светились изнутри, они занимались вдохновенно и все время спрашивали, когда следующее занятие. Был у меня один мальчик, Ибрагим из Владикавказа, он приходил заниматься с другими отрядами. Я так и звала его: Абсолютик!
Нет, пожалуй, вдохновляли все дети! Мне очень нравилось всматриваться в их лица во время ньясы в шавасане. Они были такие разные, но что-то в них было общее, может быть ощущение свободной праны, какой-то жизненности, которую они еще не успели направить, того потенциала, который есть, а потому ощущение свободы.
Вообще, очень большая разница между детьми из дет домов и обычными из семей. Насколько важно, чтобы ребенок жил в семье, чтобы его любили, чтобы он был нужен! Брошенных детей быть не должно! Увы, это какая-то ненормальная тенденция больного общества.

Хочу дать свои рекомендации для занятий с детьми разных возрастов на сате: http://yoga-game.ru/?p=1166. Надеюсь, кому-нибудь пригодится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий