воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Ведийский бог Яма


В Ригведе Яма упоминается очень редко. Нет прямых указаний, что он - бог, но он не называется и человеком. Он царь и владыка над предками. Его уникальная черта по сравнению с другими богами в том, что он смертный. Он первый смертный, вступивший на путь смертных. Он властитель блаженных мертвых. Он собиратель людей и проводник, который дает место успокоения.
Из трех небес два пренадлежат Савитару, и одно - Яме.
Вначале он считался легендарным царем, который своей святостью основал царство вечной жизни для праведников. В после ведийскую эпоху Яма превращается в судью мертвых. Смерть - дорога Ямы. Мритью - посланец Ямы. Его сопровождают совы, голубь и два пса.
В Ригведе у Ямы есть сестра-близнец Ями. Ями пытается соблазнить Яму, но он отвергает ее.
Хотя Яма был рожден бессмертным, он волеизъявил умереть. Это был первый акт жертвоприношения. Яма принес в жертву свое тело, чтобы из его частей возникли разные элементы творения. Это первый этап эволюции Ямы - при этом он становится, словами нашей Школы йоги, влюбленной парой, т.е. существом наделенным мужскими и женскими чертами. Таким образом, магическая сила жертвоприношения стала актом творения человечества! Смерть - необходимое условия существования человечества. Человек - это бог, ставший смертным.
У бога Ямы есть двойник - Ману - первый человек и первый жертвователь. Ману стал первым родившимся, Яма - первым умершим.

Продолжение следует...

*по материалам книги Р.Н. Дандекара "От Вед к индуизму". Перевод с английского К.П. Лукьяненко. - М.: Вост. лит, 2002. - 286 с. - 2000 экз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий